Психолого-педагогический семинар
Невнимательные и непоседливые дети были всегда. В каждом школьном классе есть хотя бы один такой. У него нормальный или даже высокий уровень интеллекта, но учится он плохо и мешает другим на уроках: все время ерзает, болтает, отвлекается, перебивает учителя. В общем, одно горе.
Наконец в 1980-е годы психиатры сообразили, что это симптом. А еще точнее - синдром, "синдром дефицита внимания и гиперактивности". Его стали активно изучать, искать причины и предлагать способы лечения.
Слайд 2. СДВГ – что это?
§ Такой баламут есть в каждом классе. Ерзает, болтает, всем мешает.
§ "это катастрофа",- вздыхают учителя.
§ "это болезнь",- поправляют доктора.
Что такое СДВГ, откуда это заболевание появляется, какими симптомами обуславливается и как лечится? И вообще, есть ли оно или это просто медикаментозный способ найти управу на гиперактивных детей?
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – диагноз, который на протяжении уже более 40 лет вызывает споры во всех слоях населения. О нем говорят медики, пишут средства массовой информации, спорят политики и родители, но до сих пор однозначного решения по этому вопросу нет. Однако есть ряд существенных особенностей, указывающих на расстройства развития, а не только на характерные черты того или иного ребенка. Но об этом немного позже.
Светлана Куралина, медицинский психолог в одной из своих работ поясняет, что СДВГ – это обратимое заболевание мозга, и такой диагноз не значит, что ваш ребенок умственно отсталый, наоборот, дети с СДВГ могут быть гораздо умнее и способнее своих сверстников.
Слайд 3
§ Мальчиков, с диагнозом СДВГ в 9 раз больше, чем девочек.
§ В 30-70% случаев симптомы СДВГ остаются с человеком на всю жизнь.
Статистика утверждает, что в России детей с СДВГ от 4 до 18% (в данном случае имеются ввиду поставленные диагнозы, сколько детей живет с СДВГ без лечения – социологи не вправе утверждать), В США – 4-20%, в Великобритании – 1-3%, В Китае – 1-13%. При этом мальчиков, с диагнозом СДВГ в 9 раз больше, чем девочек. Важно также и то, что СДВГ встречается не только у детей, но и у взрослых людей, по данным населения США это расстройство присутствует и 3-5% людей. Более половины детей, имеющих в детстве СДВГ, продолжают страдать им в более позднем возрасте. В 30-70% случаев симптомы СДВГ остаются с человеком на всю жизнь.
Слайд 4. Причины гиперактивности
• Генетические
• Биологические
• Социально–психологические
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
· генетические (наследственная предрасположенность);
· биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
· социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Слайд 5
Дети с СДВГ
§ Имеют трудности не только в поведении, но и в учебе.
§ Ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых.
§ Недостаточное развитие координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
§ Мозг таких детей нуждается в постоянных сильных раздражителях.
Дети с СДВГ имеют трудности не только в поведении, но и в учебе. Они не в состоянии в полной мере соответствовать школьным требованиям, несмотря на часто встречающийся у них хороший общий уровень интеллектуального развития. На уроках таким детям сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они не могут сами организовать и завершить работу.
Навыки чтения и письма у гиперактивного значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
Мозг таких людей нуждается в постоянных сильных раздражителях - "острых ощущениях". Именно поэтому в детстве они могут часами смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, но не в состоянии 45 минут делать грамматические упражнения или слушать объяснения учителя. Им нужен постоянный эмоциональный "допинг", поэтому подростками они чаще всего увлекаются рискованными видами спорта или придумывают себе опасные забавы.
Этому цены нет, когда человек должен быть в гуще событий, делать несколько дел одновременно, принимать мгновенные решения. Взрослые с этим синдромом могут преуспеть в таких областях, как шоу-бизнес, маркетинг, политика и пиар. Казалось бы, никакой катастрофы: одни родились, чтобы просиживать штаны в офисе, другие - чтобы ставить рекорды, прыгая на мотоцикле с моста. Проблема в том, что в современном обществе, прежде чем стать кем-то, необходимо получить образование. Хотя бы среднее. А среднее образование во всем мире рассчитано на среднего ученика, без всяких там синдромов. Любые отклонения рассматриваются либо как намеренное нарушение правил - и тогда вам направо, в кабинет директора за очередной взбучкой, либо как заболевание - и тогда вам налево, в кабинет психиатра, за таблетками. В России, как и в большинстве европейских стран, предпочитают взбучку, в США - таблетки.
Слайд 6. Как определяется СДВГ?
Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог (психоневролог). В процессе диагностики обычно используются опросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, медицинские проверки и т.д. Помощь ребёнку разрабатывается на индивидуальной основе и включает психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, а при необходимости и лекарственную терапию.
Медикаментозное лечение имеет, как правило, симптоматическое действие, иногда его проводят годами, продолжая и в юношеском периоде, и во взрослом. Подавление симптомов облегчает интеллектуальное и социальное развитие ребенка, но не лечит сам СДВГ.
Что такое дефицит внимания?
К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удерживания (несобранности), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивость и т.п.
Что такое гиперактивность?
Выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.
Что такое импульсивность?
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. В классе во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).
Слайд 7
Особенности поведения: появляются до 8 лет; обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.); не обусловлены какими-либо психическими расстройствами; вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.
А) Невнимательность § неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;
§ неспособность вслушиваться в обращенную речь;
§ неспособность доводить выполняемую работу до конца;
§ неспособность организовать свою деятельность;
§ отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;
§ исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);
§ забывчивость в повседневной деятельности;
§ Отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.
Слайд 8
Б) Гиперактивность
§ суетлив, не может сидеть спокойно;
§ вскакивает с места без разрешения;
§ бесцельно бегает, ерзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях;
§ не может играть в тихие игры, отдыхать.
Слайд 9
В) Импульсивность
• выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
• не может дождаться своей очереди.
• часто вмешивается, прерывает;
• резкие смены настроения;
• не подчиняется правилам (поведения, игры);
• имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Вывод: Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы дать совет родителям - обратиться к врачу – невропатологу, психологу - за консультацией, а затем вместе с ними помогать ребенку.
Слайд 10
Лечение СДВГ
§ Исследования подтвердили безопасность использования стимулирующих медикаментов и поведенческой терапии. Эти способы лечения имеют гораздо более обширный эффект, нежели просто облегчение симптомов СДВГ. Они улучшают способность ребёнка придерживаться правил и налаживать взаимоотношения с ровесниками и с родителями.
Слайд 11
§ На данный момент существует две стратегии, эффективность которых была доказана при лечении СДВГ у детей младшего школьного возраста. Первая из них – это применение медикаментов в строго назначенном порядке и под чётким надзором. Вторая же основана на комбинации медикаментов с интенсивной поведенческой терапией. Одно из крупных исследований показало, что у девяти из десяти детей появились существенные улучшения состояния после применения одной из этих программ.
Слайд 12. Медикаменты от СДВГ
Медицинские препараты, используемые для первичного лечения СДВГ, это стимуляторы и антидепрессанты.
Новые препараты положительно влияют на все три основных симптома СДВГ, не вызывают привыкания и появления многих побочных эффектов, возникающих от применения стимуляторов:
§ Стратера
§ Виванс
§ Велбутрин
Слайд 13. Поведенческая терапия
Очень важно использовать последовательную терапию на протяжении длительного периода времени пока ребёнок не усвоит эти поведенческие изменения, как свои собственные.
Слайд 14
§ Постановка целей – вам нужно научить ребёнка постановке целей и их достижению. Примерами целей могут быть следующие: доведение дела (работы по дому и т.д.) до конца, завершение выполнения домашних заданий, дружелюбно вести себя во время игр с друзьями, сидеть за столом на протяжении получаса и больше.
Слайд 15
§ Вознаграждения и последствия – ребёнку важно получать должную реакцию на поступки – либо вознаграждение, либо наказание – в зависимости от поведения. Например, можно разрешить ему проводить больше времени за компьютером, если он/она хорошо себя вёл и достиг поставленных целей. И наоборот – плохое поведение должно наказываться лишением подобных привилегий.
Слайд 16
Можно ли лечить СДВГ при помощи изменения диеты и витаминов?
§ Безусловно, сбалансированная диета – это наиболее важный фактор хорошего здоровья. Но научные исследования показывают, что диетические факторы и недостаток витаминов не являются причиной возникновения СДВГ.
Слайд 17
Наиболее частые вопросы к специалисту:
· Нарушены ли контакты со сверстниками у детей с СДВГ?
Да. Гиперактивный ребенок просто непредсказуем — проявления СДВГ зависят и от времени суток, и от конкретной ситуации. В классе он шумит, берет без спроса чужие вещи, мешает окружающим, отвлекая их. Отсюда частые конфликты, в результате которых ребенок становится изгоем. Сталкиваясь с этим, он часто сознательно выбирает для себя роль классного шута, надеясь таким образом наладить отношения со сверстниками.
Нормально общаться с гиперактивным ребенком могут лишь младшие дети или сверстники с аналогичными проблемами.
· Родители или учителя нередко берут на себя роль внешнего регулятора деятельности такого ребенка. Правильно ли это?
Несмотря на помощь врача или психолога, здесь не обойтись без поддержки родителей, дедушки и бабушки. Задача психолога — направить их усилия в нужное русло.
Улучшение состояния гиперактивного ребенка зависит не только от специальной коррекции, но и от доброго, спокойного отношения к нему. В его воспитании родители должны избегать двух крайностей: с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с другой — постановки непосильных, часто невыполнимых задач.
В любом случае крайностей нужно избегать, но «вытаскивать» таких детей действительно нужно.
· Существует ли опасность, что гиперактивность ребенка впоследствии скажется на особенностях его поведения и личности?
У большинства детей с СДВГ низкая самооценка, а некоторые из них еще и упрямы, лживы, вспыльчивы, задиристы, агрессивны, вороваты. В идеале должна существовать система помощи таким семьям. За рубежом создаются ассоциации взаимопомощи людей, которые сами когда-то страдали таким синдромом. Это очень перспективно.
· Может ли ребенок с СДВГ при создании для него оптимальных условий быть достаточно успешным?
Очень многое зависит от активной позиции родителей, педагогов, психологов и медиков. Важнейшее условие успеха — понимание проблем ребенка, того, что его поступки не являются умышленными. Если родители вовремя получают информацию об этом синдроме, узнают, что именно происходит с ребенком, они как-то пересматривают свои воспитательные подходы, в частности, прекращают его наказывать. А ведь часто это бывают и телесные наказания. Если родители активно помогают ребенку, то и отношение педагога к нему, как правило, меняется в лучшую сторону. Учитель видит, что не он один «бьется» с трудным учеником.
Слайд 18
Рекомендации учителю
§ Обращать внимание на успехи и достижения. Похвала-замечание 1:5
§ Исходить из средних, а не из лучших достижений.
§ Правильная похвала
§ Система правил поведения в классе (Учитель – да не нарушит!)
§ Конструктивное решение проблемных ситуаций
§ Динамичное планирование урока
§ Меры реагирования для перевозбудившихся и невнимательных СДВГшек
§ Тщательный выбор приоритетов
§ Постоянная обратная связь
§ Не ставить перед ребенком и его родителями сразу много задач.
§ Конструктивный диалог с родителями.
Невнимательные и непоседливые дети были всегда. В каждом школьном классе есть хотя бы один такой. У него нормальный или даже высокий уровень интеллекта, но учится он плохо и мешает другим на уроках: все время ерзает, болтает, отвлекается, перебивает учителя. В общем, одно горе.
Наконец в 1980-е годы психиатры сообразили, что это симптом. А еще точнее - синдром, "синдром дефицита внимания и гиперактивности". Его стали активно изучать, искать причины и предлагать способы лечения.
Слайд 2. СДВГ – что это?
§ Такой баламут есть в каждом классе. Ерзает, болтает, всем мешает.
§ "это катастрофа",- вздыхают учителя.
§ "это болезнь",- поправляют доктора.
Что такое СДВГ, откуда это заболевание появляется, какими симптомами обуславливается и как лечится? И вообще, есть ли оно или это просто медикаментозный способ найти управу на гиперактивных детей?
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – диагноз, который на протяжении уже более 40 лет вызывает споры во всех слоях населения. О нем говорят медики, пишут средства массовой информации, спорят политики и родители, но до сих пор однозначного решения по этому вопросу нет. Однако есть ряд существенных особенностей, указывающих на расстройства развития, а не только на характерные черты того или иного ребенка. Но об этом немного позже.
Светлана Куралина, медицинский психолог в одной из своих работ поясняет, что СДВГ – это обратимое заболевание мозга, и такой диагноз не значит, что ваш ребенок умственно отсталый, наоборот, дети с СДВГ могут быть гораздо умнее и способнее своих сверстников.
Слайд 3
§ Мальчиков, с диагнозом СДВГ в 9 раз больше, чем девочек.
§ В 30-70% случаев симптомы СДВГ остаются с человеком на всю жизнь.
Статистика утверждает, что в России детей с СДВГ от 4 до 18% (в данном случае имеются ввиду поставленные диагнозы, сколько детей живет с СДВГ без лечения – социологи не вправе утверждать), В США – 4-20%, в Великобритании – 1-3%, В Китае – 1-13%. При этом мальчиков, с диагнозом СДВГ в 9 раз больше, чем девочек. Важно также и то, что СДВГ встречается не только у детей, но и у взрослых людей, по данным населения США это расстройство присутствует и 3-5% людей. Более половины детей, имеющих в детстве СДВГ, продолжают страдать им в более позднем возрасте. В 30-70% случаев симптомы СДВГ остаются с человеком на всю жизнь.
Слайд 4. Причины гиперактивности
• Генетические
• Биологические
• Социально–психологические
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
· генетические (наследственная предрасположенность);
· биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
· социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Слайд 5
Дети с СДВГ
§ Имеют трудности не только в поведении, но и в учебе.
§ Ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых.
§ Недостаточное развитие координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
§ Мозг таких детей нуждается в постоянных сильных раздражителях.
Дети с СДВГ имеют трудности не только в поведении, но и в учебе. Они не в состоянии в полной мере соответствовать школьным требованиям, несмотря на часто встречающийся у них хороший общий уровень интеллектуального развития. На уроках таким детям сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они не могут сами организовать и завершить работу.
Навыки чтения и письма у гиперактивного значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
Мозг таких людей нуждается в постоянных сильных раздражителях - "острых ощущениях". Именно поэтому в детстве они могут часами смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, но не в состоянии 45 минут делать грамматические упражнения или слушать объяснения учителя. Им нужен постоянный эмоциональный "допинг", поэтому подростками они чаще всего увлекаются рискованными видами спорта или придумывают себе опасные забавы.
Этому цены нет, когда человек должен быть в гуще событий, делать несколько дел одновременно, принимать мгновенные решения. Взрослые с этим синдромом могут преуспеть в таких областях, как шоу-бизнес, маркетинг, политика и пиар. Казалось бы, никакой катастрофы: одни родились, чтобы просиживать штаны в офисе, другие - чтобы ставить рекорды, прыгая на мотоцикле с моста. Проблема в том, что в современном обществе, прежде чем стать кем-то, необходимо получить образование. Хотя бы среднее. А среднее образование во всем мире рассчитано на среднего ученика, без всяких там синдромов. Любые отклонения рассматриваются либо как намеренное нарушение правил - и тогда вам направо, в кабинет директора за очередной взбучкой, либо как заболевание - и тогда вам налево, в кабинет психиатра, за таблетками. В России, как и в большинстве европейских стран, предпочитают взбучку, в США - таблетки.
Слайд 6. Как определяется СДВГ?
Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог (психоневролог). В процессе диагностики обычно используются опросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, медицинские проверки и т.д. Помощь ребёнку разрабатывается на индивидуальной основе и включает психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, а при необходимости и лекарственную терапию.
Медикаментозное лечение имеет, как правило, симптоматическое действие, иногда его проводят годами, продолжая и в юношеском периоде, и во взрослом. Подавление симптомов облегчает интеллектуальное и социальное развитие ребенка, но не лечит сам СДВГ.
Что такое дефицит внимания?
К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удерживания (несобранности), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивость и т.п.
Что такое гиперактивность?
Выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.
Что такое импульсивность?
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. В классе во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).
Слайд 7
Особенности поведения: появляются до 8 лет; обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.); не обусловлены какими-либо психическими расстройствами; вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.
А) Невнимательность § неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;
§ неспособность вслушиваться в обращенную речь;
§ неспособность доводить выполняемую работу до конца;
§ неспособность организовать свою деятельность;
§ отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;
§ исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);
§ забывчивость в повседневной деятельности;
§ Отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.
Слайд 8
Б) Гиперактивность
§ суетлив, не может сидеть спокойно;
§ вскакивает с места без разрешения;
§ бесцельно бегает, ерзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях;
§ не может играть в тихие игры, отдыхать.
Слайд 9
В) Импульсивность
• выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
• не может дождаться своей очереди.
• часто вмешивается, прерывает;
• резкие смены настроения;
• не подчиняется правилам (поведения, игры);
• имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Вывод: Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы дать совет родителям - обратиться к врачу – невропатологу, психологу - за консультацией, а затем вместе с ними помогать ребенку.
Слайд 10
Лечение СДВГ
§ Исследования подтвердили безопасность использования стимулирующих медикаментов и поведенческой терапии. Эти способы лечения имеют гораздо более обширный эффект, нежели просто облегчение симптомов СДВГ. Они улучшают способность ребёнка придерживаться правил и налаживать взаимоотношения с ровесниками и с родителями.
Слайд 11
§ На данный момент существует две стратегии, эффективность которых была доказана при лечении СДВГ у детей младшего школьного возраста. Первая из них – это применение медикаментов в строго назначенном порядке и под чётким надзором. Вторая же основана на комбинации медикаментов с интенсивной поведенческой терапией. Одно из крупных исследований показало, что у девяти из десяти детей появились существенные улучшения состояния после применения одной из этих программ.
Слайд 12. Медикаменты от СДВГ
Медицинские препараты, используемые для первичного лечения СДВГ, это стимуляторы и антидепрессанты.
Новые препараты положительно влияют на все три основных симптома СДВГ, не вызывают привыкания и появления многих побочных эффектов, возникающих от применения стимуляторов:
§ Стратера
§ Виванс
§ Велбутрин
Слайд 13. Поведенческая терапия
Очень важно использовать последовательную терапию на протяжении длительного периода времени пока ребёнок не усвоит эти поведенческие изменения, как свои собственные.
Слайд 14
§ Постановка целей – вам нужно научить ребёнка постановке целей и их достижению. Примерами целей могут быть следующие: доведение дела (работы по дому и т.д.) до конца, завершение выполнения домашних заданий, дружелюбно вести себя во время игр с друзьями, сидеть за столом на протяжении получаса и больше.
Слайд 15
§ Вознаграждения и последствия – ребёнку важно получать должную реакцию на поступки – либо вознаграждение, либо наказание – в зависимости от поведения. Например, можно разрешить ему проводить больше времени за компьютером, если он/она хорошо себя вёл и достиг поставленных целей. И наоборот – плохое поведение должно наказываться лишением подобных привилегий.
Слайд 16
Можно ли лечить СДВГ при помощи изменения диеты и витаминов?
§ Безусловно, сбалансированная диета – это наиболее важный фактор хорошего здоровья. Но научные исследования показывают, что диетические факторы и недостаток витаминов не являются причиной возникновения СДВГ.
Слайд 17
Наиболее частые вопросы к специалисту:
· Нарушены ли контакты со сверстниками у детей с СДВГ?
Да. Гиперактивный ребенок просто непредсказуем — проявления СДВГ зависят и от времени суток, и от конкретной ситуации. В классе он шумит, берет без спроса чужие вещи, мешает окружающим, отвлекая их. Отсюда частые конфликты, в результате которых ребенок становится изгоем. Сталкиваясь с этим, он часто сознательно выбирает для себя роль классного шута, надеясь таким образом наладить отношения со сверстниками.
Нормально общаться с гиперактивным ребенком могут лишь младшие дети или сверстники с аналогичными проблемами.
· Родители или учителя нередко берут на себя роль внешнего регулятора деятельности такого ребенка. Правильно ли это?
Несмотря на помощь врача или психолога, здесь не обойтись без поддержки родителей, дедушки и бабушки. Задача психолога — направить их усилия в нужное русло.
Улучшение состояния гиперактивного ребенка зависит не только от специальной коррекции, но и от доброго, спокойного отношения к нему. В его воспитании родители должны избегать двух крайностей: с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с другой — постановки непосильных, часто невыполнимых задач.
В любом случае крайностей нужно избегать, но «вытаскивать» таких детей действительно нужно.
· Существует ли опасность, что гиперактивность ребенка впоследствии скажется на особенностях его поведения и личности?
У большинства детей с СДВГ низкая самооценка, а некоторые из них еще и упрямы, лживы, вспыльчивы, задиристы, агрессивны, вороваты. В идеале должна существовать система помощи таким семьям. За рубежом создаются ассоциации взаимопомощи людей, которые сами когда-то страдали таким синдромом. Это очень перспективно.
· Может ли ребенок с СДВГ при создании для него оптимальных условий быть достаточно успешным?
Очень многое зависит от активной позиции родителей, педагогов, психологов и медиков. Важнейшее условие успеха — понимание проблем ребенка, того, что его поступки не являются умышленными. Если родители вовремя получают информацию об этом синдроме, узнают, что именно происходит с ребенком, они как-то пересматривают свои воспитательные подходы, в частности, прекращают его наказывать. А ведь часто это бывают и телесные наказания. Если родители активно помогают ребенку, то и отношение педагога к нему, как правило, меняется в лучшую сторону. Учитель видит, что не он один «бьется» с трудным учеником.
Слайд 18
Рекомендации учителю
§ Обращать внимание на успехи и достижения. Похвала-замечание 1:5
§ Исходить из средних, а не из лучших достижений.
§ Правильная похвала
§ Система правил поведения в классе (Учитель – да не нарушит!)
§ Конструктивное решение проблемных ситуаций
§ Динамичное планирование урока
§ Меры реагирования для перевозбудившихся и невнимательных СДВГшек
§ Тщательный выбор приоритетов
§ Постоянная обратная связь
§ Не ставить перед ребенком и его родителями сразу много задач.
§ Конструктивный диалог с родителями.
Слайд 19. Как беседовать с родителями
Категорически нельзя:
- использовать слова "неадекватный", "псих", "ненормальный".
- требовать озвучить диагноз, требовать показать ребенка психологу/психиатру (можно - говорить что-то вроде "вот такие-то у него особенности, с ними хорошо умеют работать психологи).
- требовать от родителей "воспитывать", "научить его себя вести" и "заниматься больше".
- говорить "все плохо".
Нужно : как можно больше конкретики, фактов, причем не только плохих! расскажите о хорошем - какие ребенок делает успехи, какие еще может...
Рассказывать - что вы сами видите, что с ним работает, спросите родителей, что помогает дома.
В общем - выражать доброжелательность и настрой на то, что вместе вы справитесь с проблемами ребенка.
Помните, что даже самые замечательные родители, естественно, не выдерживают постоянных упреков и осуждения и постепенно теряют связь со школой - не посещают собрания, не идут на контакт с учителем и администрацией школы. Поэтому надо всегда занимать конструктивную позицию. Не ругать, а обращать внимание на проблему и предлагать или искать вместе с родителями пути её решения.
Слайд 20
И в заключении…
Дети с диагнозом СДВГ, не получающие лечения и коррекции, имеют все шансы в подростковом возрасте преобрести ОВР (опозиционно-вызывающее расстройство поведения). Поэтому, важнейшей социальной миссией педагога начальной и средней школы является не отвержение и изгнание такого ребенка, а помощь в выявлении и коррекции синдрома.
Слайд 21
Литература
§ Росс Грин «Взрывчатый ребенок» HarperCollins Publishers; 1998 г.
§ N 04/2000 еженедельника "Школьный психолог" -http://psy.1september.ru/2000/04/4_5.htm
§ Беседы с психологом - http://www.solnet.ee/parents/p2_17.html
§ Доктор Джейми Крайст – психолог и автор книги об СДВГ для подростков. http://www.effecton.ru/396.html
§ По материалам статьи "50 Tips on the Classroom Management of Attention Deficit Disorder" by Edward M. Hallowell, MD and John B. Ratey, MD (1992):
http://www.netacc.net/~gradda/fa9650ti.html
§ Гиперактивный ребенок - http://www.2mm.ru/zdorovie/144
§ По материалам статьи "How Schools Can Help" ,Автор - Caroline Hensby:
http://www.adders.org/info16.htm
презентация к семинару
Категорически нельзя:
- использовать слова "неадекватный", "псих", "ненормальный".
- требовать озвучить диагноз, требовать показать ребенка психологу/психиатру (можно - говорить что-то вроде "вот такие-то у него особенности, с ними хорошо умеют работать психологи).
- требовать от родителей "воспитывать", "научить его себя вести" и "заниматься больше".
- говорить "все плохо".
Нужно : как можно больше конкретики, фактов, причем не только плохих! расскажите о хорошем - какие ребенок делает успехи, какие еще может...
Рассказывать - что вы сами видите, что с ним работает, спросите родителей, что помогает дома.
В общем - выражать доброжелательность и настрой на то, что вместе вы справитесь с проблемами ребенка.
Помните, что даже самые замечательные родители, естественно, не выдерживают постоянных упреков и осуждения и постепенно теряют связь со школой - не посещают собрания, не идут на контакт с учителем и администрацией школы. Поэтому надо всегда занимать конструктивную позицию. Не ругать, а обращать внимание на проблему и предлагать или искать вместе с родителями пути её решения.
Слайд 20
И в заключении…
Дети с диагнозом СДВГ, не получающие лечения и коррекции, имеют все шансы в подростковом возрасте преобрести ОВР (опозиционно-вызывающее расстройство поведения). Поэтому, важнейшей социальной миссией педагога начальной и средней школы является не отвержение и изгнание такого ребенка, а помощь в выявлении и коррекции синдрома.
Слайд 21
Литература
§ Росс Грин «Взрывчатый ребенок» HarperCollins Publishers; 1998 г.
§ N 04/2000 еженедельника "Школьный психолог" -http://psy.1september.ru/2000/04/4_5.htm
§ Беседы с психологом - http://www.solnet.ee/parents/p2_17.html
§ Доктор Джейми Крайст – психолог и автор книги об СДВГ для подростков. http://www.effecton.ru/396.html
§ По материалам статьи "50 Tips on the Classroom Management of Attention Deficit Disorder" by Edward M. Hallowell, MD and John B. Ratey, MD (1992):
http://www.netacc.net/~gradda/fa9650ti.html
§ Гиперактивный ребенок - http://www.2mm.ru/zdorovie/144
§ По материалам статьи "How Schools Can Help" ,Автор - Caroline Hensby:
http://www.adders.org/info16.htm
презентация к семинару
Комментариев нет:
Отправить комментарий